Доказательства уплаты судебного сбора и проверка его зачисления в государственный бюджет

Доказательства уплаты судебного сбора и проверка его зачисления в государственный бюджет19 марта 2019 Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного хозяйственного суда в рамках дела № 910/3788/18 (ЕГРСР № 80580169) исследовал вопрос относительно взимания судебного сбора и проверки его зачисления в государственный бюджет.

Правовые основы взимания судебного сбора, плательщиков, объекты и размеры ставок судебного сбора, порядок уплаты, освобождения от уплаты и возврата судебного сбора определяет Закон Украины «О судебном сборе».

Согласно части первой статьи 6 Закон Украины «О судебном сборе» судебный сбор перечисляется в безналичной или наличной форме.

Правовой анализ части первой статьи 6 Закона Украины «О судебном сборе» дает основания считать, что судебный сбор может быть оплачен с использованием как безналичных или наличных расчетов через банковские учреждения, через ресурс, размещенный на официальном веб-портале «Судебная власть Украины», информационно -платежные терминалы, установленные в помещениях судов, другие компьютерные программы, в том числе программно-технический комплекс «Клиент казначейства - Казначейство» и тому подобное.

Частями 1, 2 статьи 9 Закона Украины «О судебном сборе» установлено, что судебный сбор платится по месту рассмотрения дела и зачисляется в специальный фонд Государственного бюджета Украины.

Согласно части 2 статьи 9 Закона Украины «О судебном сборе» суд перед открытием (нарушением) производства по делу, принятием к рассмотрению заявлений (жалоб) проверяет зачисления судебного сбора в специальный фонд Государственного бюджета Украины.

Именно суд должен проверить, что платежное поручение на безналичное перечисление государственной пошлины, квитанция учреждения банка о принятии платежа наличными, которые прилагаются к исковому заявлению (заявления, жалобы), содержащие сведения о том, за какое именно исковое заявление (заявление, жалобу, действие) уплачивается судебный сбор.

Платежное поручение должно быть подписано ответственным исполнителем банка и скреплено печатью учреждения банка с отметкой о дате поступления и дате выполнения платежного поручения (пункт 2.14 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 21 января 2004 года № 22).

Поскольку законодательством не установлено определенного порядка проставления на расчетных документах на перечисление средств отметки о приеме судебного сбора в специальный фонд Государственного бюджета Украины, то суды, выполняя приведенные выше требования закона, должны проверять такое зачисление, используя способы, предусмотренные законом, в частности в случае необходимости получать такую информацию из Государственной казначейской службы Украины, которое обеспечивает казначейское обслуживание этого фонда.

Таким образом, обязанность проверки факта зачисления судебного сбора возлагается на суд, и непредставление стороной указанных судом выписок не может быть основанием для возвращения апелляционной жалобы, как таковой, не соответствующей установленным требованиям.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Верховного Суда от 23.01.2018 по делу № 760/4105/14-с.

Более того, необходимо учитывать правовую позицию Большой Палаты Верховного Суда по делу №800 / 473/17 (ЕГРСР № 72525464), изложенную в постановлении от 28.02.2018, про отсутствие необходимости заявителя предоставлять суду оригинал платежного поручения об уплате судебного сбора, поскольку суд самостоятельно должен проверить факт зачисления соответствующей суммы судебного сбора в специальный фонд государственного бюджета.

Рекомендуем поделиться с друзьями в социальных сетях:

( 1 Голос ) 
Оценка: 100 из 100 баллов