Как обменять или вернуть товар в Украине

Как обменять или вернуть товар в УкраинеЧто делать, если вы купили некачественный товар и обнаружили дефект только после покупки? Или товар испортился впервые дни эксплуатации? Либо вообще, не подошел? 

По закону о защите прав потребителя, который был принят в 1991 году, вы имеете право вернуть или обменять продукт ненадлежащего качества в течение определенного срока после покупки. 

Какие товары подлежат обмену, а какие нет, как обменять товар и что делать, если магазин отказывается выполнять закон, разбиралась “Криминальная Украина”.

Какие права и обязанности украинского потребителя

Отечественный покупатель (товаров, продуктов, услуг) имеет право на надлежащее (то есть заявленное) качество продукции и обслуживания, получение достоверной информации о товаре или услуге, которую приобретает, а также ее продавце (или исполнителе, производителе). 

В тоже время, перед покупкой именно будущий потребитель должен поинтересоваться правилами безопасности и использования товара, его целевым назначением, ограничениями и так далее. Все это он может сделать, ознакомившись с инструкцией и (или) спросив у продавца.

На практике: если покупателю, например, продали смартфон, характеристики которого отличаются от заявленных в описании модели или технической документации, то это обман, и потребитель имеет право требовать заменить покупку или возместить ее стоимость.

Какие товары подлежат обмену в Украине

Для того, чтобы обменять или вернуть товар ненадлежащего качества или неподходящий, у покупателя есть 14 дней, не считая дня совершения покупки. 

Вернуть можно любой товар, кроме тех, которые указаны в постановлении Кабинета министров “О реализации некоторых пунктов закона о защите прав потребителей”. На данный момент – это постановление № 172 от 1994 года. Согласно постановлению № 172, нельзя обменивать и возвращать в торговые точки:

  • средства гигиены

  • зубные щетки

  • постельное белье

  • нательное белье

  • фотографическую бумагу и фотопленку

  • детские игрушки, товары для новорожденных и грудничков

  • корсетную продукцию

  • аппараты и помазки для бритья

  • расчески

  • перчатки

  • ткани, портьеры, гардины

  • носки, чулки, колготки

  • аэрозоли

  • печатную продукцию

  • стройматериалы, вырезанные или раскроенные под размеры заказчика

  • парики, шиньоны, накладные волосы

  • инструменты для маникюра и педикюра

  • ювелирные украшения.

До последнего времени нельзя было обменивать и лекарства. Однако в связи с последними изменениями в Налоговый кодекс и закон о защите прав потребителей, которые вступили в силу 1 января 2019 года, покупатель может вернуть лекарственное средство или обменять его. 

Достаточно только приложить чек и сохранить упаковку в целости.

Обращаться с такой просьбой в магазин можно, только если:

  • с момента покупки прошло не больше 14 дней

  • товар не имеет признаков использования, находится в упаковке, ярлыки, защитные пленки на месте

  • у владельца сохранился чек или квитанция

  • товар не входит в перечень запрещенных к обмену товаров

Как обменять или вернуть товар в Украине

Покупатель должен обратиться в торговую точку, где был приобретен товар, к администратору или директору. 

Необходимо будет написать заявление на имя директора, в котором указать полное название товара, марку, модель (как на упаковке), причину возврата или обмена (есть дефекты, не подходит по цвету и т.д.), ссылаясь на ст. 9 Закона, а также отметить, что товар не находился в эксплуатации, его товарный вид и комплектация, включая упаковку, сохранены.

Потребитель также имеет право требовать отремонтировать покупку, если обнаружил дефекты. 

Если речь идет о технике, такой как телевизор, компьютер, смартфон, пылесос, утюг, электрочайник, кофеварка, морозилка, холодильник, стиральная машина – на период ремонта магазин обязан выдать клиенту в пользование аналог.

Как быть, если аналогичного товара уже нет в магазине? Тогда у покупателя два выхода: заменять товар на аналогичный или требовать вернуть деньги. В таком случае стоимость будет рассчитываться исходя из ее размера в день покупки, то есть по чеку.

Кстати вернуть можно и товар в раскрытой упаковке (например, йогурт со следами плесени). Но только по согласию продавца такого товара.

Как вернуть товар, если продавец отказывается соблюдать права потребителя

Такое все еще случается достаточно часто. Обычно продавцы запугивают длительной экспертизой. Так вот, покупателю нужно знать, что такие экспертизы проводятся за счет продавца, потому что именно на него возлагается бремя доказывания, что товар качественный. 

Поэтому юристы рекомендуют всегда соглашаться на экспертизу. Если она назначается судом, то услуги оплачивает та сторона, которая ее инициировала. Но впоследствии судебные издержки можно возложить на проигравшую сторону. Потребитель также может обжаловать экспертизу в суде.

В любом случае, если товар в магазине вам отказываются менять или возвращать деньги, первое, что нужно сделать – написать претензию продавцу. Если он не отреагирует – пишется заявление в Госпродпотребслужбу.

В случае, если продавец настаивает на качестве своего изделия, покупателю придется обратиться в суд. 

Уже там, основываясь на результатах экспертизы (если ее не провели ранее, то назначат в суде), судья вынесет вердикт. При подготовке к иску, а именно составлении заявления и проработке доказательной базы, лучше воспользоваться помощью квалифицированного адвоката.

Рекомендуем поделиться с друзьями в социальных сетях:

( 1 Голос ) 
Оценка: 100 из 100 баллов