- Обновлено 13.06.2018 11:04
- Просмотров: 1115
Национальная служба защиты свидетелей и потерпевших Украины
Современное состояние защиты свидетелей в Украине характеризуется тем, что в структуре почти каждого правоохранительного органа Украины функционирует спецподразделение, которое занимается защитой свидетелей: Нацполиция, СБУ, НАБУ, вскоре — Государственное бюро расследований.
В 2017 в Украине осуществляются долговременные меры защиты в отношении около 300 человек (более четверти из них не являются свидетелями, а являются работниками суда или правоохранительных органов).
Как правило, защита свидетелей осуществляется путем предоставления им физической личной охраны — четырех-шести спецназовцев, которые поочередно сопровождают свидетеля (его близких родственников и членов семьи).
На практике физическая личная охрана не защищает от вооруженных нападений в людных местах, подрывов автомобиля или местах жительства свидетеля или потерпевшего.
Свидетели и потерпевшие, которым угрожает опасность, часто сознательно отказываются от охраны, понимая, что она будет не в состоянии защитить их от этой опасности.
Европейскими странами и США были разработаны специальные стандарты по защите свидетелей.
Как в Украине планируют защищать свидетелей и потерпевших
Обратили внимание на эту проблему и народные депутаты, зарегистрировав в Верховной Раде законопроект «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве».
По мнению народных депутатов, функция обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, должна сосредоточиваться в едином правоохранительном органе — Национальной службе защиты свидетелей и потерпевших.
Данная служба будет заниматься обеспечением безопасности ценных свидетелей, потерпевших или подозреваемых.
Законопроектом также предлагается:
-
внедрить принцип осуществления мер по обеспечению безопасности;
-
определить четкий круг лиц, в отношении которых возможно осуществление мер обеспечения безопасности в уголовном судопроизводстве;
-
расширить права и конкретизировать обязанности лиц, взятых под защиту, и органов, обеспечивающих безопасность;
-
определить конкретный промежуток времени, с которого лицо считается взятым под защиту (подписание меморандума или соглашения о взаимодействии) и другое.