Порядок увольнения и принятия наемного работника на работу к частному предпринимателю 

Гоструда в Кировоградской области напоминает, что с 01.01.2015 исключена из КЗоТ ст.24-1, которая требует регистрации в службе занятости трудового договора, заключенного между предпринимателем и наемным работником. 

Начиная с 2015 года КЗоТ не обязывает регистрировать трудовой договор в службе занятости между предпринимателем и наемным работником.

Согласно ч. 3 ст. 24 КЗоТ внесены изменения, согласно которым работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением работодателя, и уведомления органов ГФС о приеме работника на работу в порядке, определенном КМУ.

Таким образом, с 2015 года во время оформления с работником трудовых отношений предприниматель не должен регистрировать трудовой договор в центре занятости, но должен сообщить о новом работнике в орган ГФС. Без уведомления налоговой о принятии на работу работника нельзя допускать к работе.

Постановлением КМУ №413 определен механизм уведомления налоговой о принятых работниках. В приложении к этому постановлению содержится форма уведомления. Такое уведомление необходимо подать во время каждого принятия работников (в том числе и совместителей).


Нового порядка оформления трудовых договоров нет. Действующим является Порядок № 260, которым утверждена форма трудового договора между работником и физическим лицом, использующим наемный труд, то есть при заключении трудовых договоров необходимо руководствоваться этим документом.

Нумерацию заключенных трудовых договоров предприниматель ведет самостоятельно. Чтобы не запутаться, следует завести журнал регистрации трудовых договоров в произвольной форме, в котором присваивать номера трудовым договорам, заключенным после 01.01.2015 г.

Следовательно, предприниматели при оформлении трудовых отношений с работником продолжают заключать трудовые договоры. 

Под каждый трудовой договор следует составлять распоряжение о принятии на работу и уведомлять налоговую перед допуском работника к работе. Уведомить налоговую нужно накануне допуска работника к работе.

В случае увольнения работников, оформленных на работу после 01.01.2015, предприниматели в службу занятости не обращаются и оформляют увольнение распоряжением. 

О расторжении трудовых договоров, которые были заключены до 01.01.2015 и которые были зарегистрированы в службе занятости, при увольнении работника, как и раньше, необходимо уведомить службу занятости для снятия договора с регистрации.

Порядок ведения трудовых книжек регулируется Инструкцией №58. Поскольку центр занятости не регистрирует трудовых договоров, запись о принятии и увольнении в трудовой книжке делает только предприниматель.

Общий порядок заполнения трудовой книжки не изменился. В графе 4, в которой указывается основание для внесения записи, следует отражать номер и дату распоряжения о принятии на работу. 

Ранее в этой графе делалась запись о номере и дате регистрации трудового договора в центре занятости. В случае увольнения работника в 4-й графе указывается номер и дата распоряжения об увольнении.

Записи о должности работников выполняются в соответствии с наименованием профессий и должностей, указанных в Классификаторе профессий ДК 003: 2010, утвержденном приказом Госпотребстандарта №327.

Записи об увольнении наемных работников должны осуществлять в точном соответствии с формулировками КЗоТ, то есть со ссылкой на соответствующую статью и пункт.


Гоструда обращает внимание: если предприниматель работает без печати, это не мешает ему вносить записи в трудовую книжку работника. 

Статьей 58-1 ГКУ отменена обязанность субъектов хозяйствования иметь печать, то есть наличие печати не обязательно. Все записи предприниматель, работающий без печати, удостоверяет своей подписью.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 24 КЗоТ ко времени заключения трудового договора гражданин обязан предоставить работодателю трудовую книжку. 

Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях или у физических лиц более пяти дней. 

В письме Минсоцполитики Украины от 03.12.2015 № 492/06/186-15 разъясняется, что в вопросе оформления трудовой книжки для работника, который трудоустраивается впервые, следует руководствоваться нормами КЗоТ. 

Статьей 48 КЗоТ предусмотрено, что в соответствии с п. 2.21-1 Инструкции № 58 трудовые книжки работников, работающих у ФЛП, хранятся непосредственно у самих работников.

Особое внимание в трудовом законодательстве уделено легализации трудовых отношений. В новой редакции ст. 265 КЗоТ изложены "Ответственность за нарушение законодательства о труде". 

Важно заметить, что штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным, определенных 27 главой ХКУ. 

Штрафы налагаются Гоструда в порядке, определенном Кабмином. Исполнение постановления Гоструда возлагается на Государственную исполнительную службу.

Рекомендуем поделиться с друзьями в социальных сетях:

( 1 Голос ) 
Оценка: 100 из 100 баллов