- Обновлено 10.04.2018 19:47
- Просмотров: 3586
Все об уголовной ответственности юридических лиц в Украине
Ранее юридическое лицо как субъект гражданского права подпадал под действие исключительно норм гражданской и хозяйственно-правовой ответственности. А если юридическое лицо нарушает не только хозяйственно-правовое обязательство, но и установленные нормы уголовного законодательства? Может ли юридическое лицо быть привлечено к уголовной ответственности?
Законодательные основы уголовной ответственности юридических лиц
ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выполнения Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно ответственности юридических лиц» от 23.05.2013 № 314-VII вводит возможность применять к юридическим лицам меры уголовно-правового характера. Закон вступил в силу 27 апреля 2014.
Закон №314 направлен на обеспечение выполнения рекомендации Группы государств против коррупции, Специального комитета экспертов Совета Европы по вопросам оценки мероприятий по борьбе с отмыванием средств (MONEYVAL), а также на решение вопросов по реализации ряда международных договоров Украины в части установления уголовной ответственности юридических лиц.
Отныне в случае совершения от имени и в интересах юридического лица его уполномоченным лицом преступления самостоятельно или в соучастии, к юридическому лицу в случаях, определенных в Уголовном кодексе Украины, применяются меры уголовно-правового характера.
В изменениях в УК Украины определен конкретный перечень преступлений, за совершение которых к уполномоченному лицу юридического лица могут быть применены меры уголовно-правового характера, основания для освобождения юридического лица от их применения, виды таких мероприятий и общие правила их применения.
В частности, к таким преступлениям относятся:
- Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (ст. 209 УК)
- террористический акт; вовлечение в совершение террористического акта; публичные призывы к совершению террористического акта; создание террористической группы или террористической организации; содействие совершению террористического акта; финансирования терроризма (ст. 258-2585 УК)
- использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств (ст. 306 УК Укрианы)
- коррупционные правонарушения (ст. 368.3-369.2 УК Украины):
- подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы
- подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги
- предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу
- злоупотребление влиянием.
Уголовные преступления признаются совершенными в интересах юридического лица, если они направлены на получение неправомерной выгоды или создание условий для получения такой выгоды, а так же на уклонение от предусмотренной законом ответственности.
Заметим, что субъектами уголовной ответственности за совершение определенных законом уголовных преступлений, наряду с юридическими лицами, выступают и физические лица - руководители, учредители, участники или другие уполномоченные лица юридического лица, действующие от его имени или в его интересах.
Уголовная ответственность юридических лиц
Из УК Украины следует, что к юридическому лицу применяются меры уголовно-правового характера, если путем досудебного расследования будет установлено физическое лицо - уполномоченное лицо, действовало от имени или (и) в интересах юридического лица.
Вследствие этого на законодательном уровне закреплено понятие «уполномоченное лицо юридического лица».
В соответствии с примечанием 1 ст. 963 УК Украины, под уполномоченными лицами юридического лица следует понимать должностных лиц юридического лица, а также других лиц, которые в соответствии с законом, учредительными документами юридического лица или договора вправе действовать от имени юридического лица.
В отличие от физических лиц, к которым применяют уголовные наказания, к юридическим лицам применяют «меры уголовно-правового характера» за действия, совершенные другим лицом (физическим).
При этом доказывать вину юридического лица не надо, да и само понятие «вина» трудно относить к юридическому лицу.
Меры уголовно-правового характера, которые суд может применять ко всем предприятиям, учреждений или организаций (то есть юридическим лицам), кроме государственных и муниципальных:
- штраф в размере от 5000 до 75 000 нмдг
- конфискации имущества зависимости от тяжести преступления, от 5000 до 75000 нмдг
- ликвидации юридического лица (за преступления, предусмотренные в ст. 109, 110, 113, 146, 147, 160, 260, 262, 258-2585, 436, 4 361, 437, 438, 442, 444, 447 УК Украины).
Суд может применить к юридическому лицу штраф как денежную сумму, выплачиваемую юридическим лицом на основании судебного решения, исходя из двукратного размера незаконно полученной неправомерной выгоды.
В случае если неправомерную выгоду не было получено или ее размер невозможно определить, суд в зависимости от степени тяжести преступления, совершенного уполномоченным лицом юридического лица, применяет штраф в следующих размерах:
- За преступление небольшой тяжести - от 5000 до 10000 нмдг
- За преступление средней тяжести - от 10 000 до 20000 нмдг
- За тяжкое преступление - от 20000 до 50000 нмдг
- За особо тяжкое преступление - от 50000 до 75000 нмдг.
Однако не всегда финансовое положение юридического лица позволяет нести бремя штрафных санкций, поэтому учитывая его имущественное положение, суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.
Конфискация имущества юридического лица - принудительное безвозмездное изъятие имущества юрлица, которое применяется судом в случае ликвидации юридического лица. Изъятое имущество юрлица переходит в собственность государства.
Ответственность за отмывание доходов юридическими лицами
Как отмечалось ранее, по новому законодательству юридическое лицо несет уголовную ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученные в результате совершения преступления, терроризм (ст. 209, 258-258.5 УК Украины).
Чтобы детализировать определение некоторых понятий и терминов, Верховная Рада приняла новый Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения» от 14.10.2014 № 1702-VII.
В Законе №1702 приведены следующие понятия:
- Выгодаполучатель - это лицо, в пользу или в интересах которого проводится финансовая операция
- доходы, полученные преступным путем - это любая выгода, полученная в результате совершения общественно опасного деяния, предшествующего легализации (отмыванию) доходов, которая может состоять из движимого или недвижимого имущества, имущественных и неимущественных прав, независимо от их стоимости
- попытка проведения финансовой операции - это осуществление клиентом или лицом, действующим от его имени или в его интересах, действий, направленных на проведение финансовой операции, если такая финансовая операция не была проведена по инициативе клиента.
В Законе определен конкретный перечень действий, которые относятся к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Это любые действия, связанные с совершением финансовой операции или сделки с активами (средства, имущество, имущественные и неимущественные права), полученными в результате совершения преступления, а также совершением действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения таких активов или владения ими, прав на такие активы, источников их происхождения, местоположение, перемещение, изменение их формы (преобразования), а так же приобретением, владением или использованием активов, полученных в результате совершения преступления.
Освобождение от уголовной ответственности юридических лиц
Если приложить определенные усилия, то можно минимизировать вероятность привлечения юридического лица к уголовной ответственности. Стоит принять во внимание, что:
- Вина юридического лица в совершении преступления устанавливается на основании признания вины физического лица, совершившего преступление от имени или в интересах юридического лица. Конечно, на практике трудно доказать, что виновное физическое лицо действовало именно «от имени» и «в интересах» юридического лица, но теоретически это возможно
- противоправное деяние физического лица должно наступить в пределах своих полномочий, иначе такие действия не могут рассматриваться как действия юридического лица
- нарушению производства об уголовной ответственности юридических лиц должно предшествовать вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении соответствующих виновных физических лиц или принятия определения или постановления о закрытии уголовного производства.
Согласно Закону № 314, юридическое лицо освобождается от применения к нему мер уголовно-правового характера, если со дня совершения его уполномоченным лицом любого преступления, указанного в законе, которые предусмотрены действующим УК, и до дня вступления приговора в законную силу истекли следующие сроки :
- 3 года - при совершении преступления небольшой тяжести
- 5 лет - при совершении преступления средней тяжести
- 10 лет - при совершении тяжкого преступления
- 15 лет - при совершении особо тяжкого преступления.
В ст. 284 Уголовно-процессуального кодекса Украины, кроме освобождения юридического лица от применения мер уголовно-правового характера, установлена специальная процедура закрытия уголовного производства и производства по ней.
Уголовное производство в случае с юридическим лицом, закрывается судом в следующих случаях:
- В связи с освобождением лица от уголовной ответственности
- Если прокурор отказался от поддержания государственного обвинения
- Если достигнут налоговой компромисс по делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных в ст. 212 УК - уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), в соответствии с пунктом 92 раздела XX «Переходные положения» НКУ.
Напомним, что налоговый компромисс представляет собой режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и / или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и / или НДС за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 с учетом сроков давности, установленных в ст. 102 НКУ.
Итак, если действует такой налоговый компромисс, налогоплательщику предоставляются определенные преференции, а именно: оплатить лишь часть заблаговременно незадекларированных платежей или несогласованных налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС по ставке 5% в течение 90 дней (с 17 Январь 2015 по 16 апреля 2015 включительно).
Процедура налогового компромисса распространяется на юридическое лицо в случае:
- Добровольного декларирования налогоплательщиком занижения налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль
- начатой контролирующим органом документальной проверки или по результатам которой составлен акт проверки
- получение налогоплательщиком налогового уведомления-решения, с которым налоговые обязательства по налогу на прибыль предприятий и / или НДС не согласованы в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины
- продолжающейся процедуры административного или судебного обжалования по несогласованным суммам налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и / или НДС.
При применении процедуры налогового компромисса плательщик должен уплатить 5% от суммы задекларированных или определенных в налоговом уведомлении-решении налоговых обязательств.
При этом остальные 95% такой суммы считается погашенной, а штрафные санкции и пеня не начисляются.
Иначе говоря, плательщики (по желанию) могут подать в органы ГФС Украины по основному месту учета уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и / или НДС за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года, в которых определена сумма завышения расходов, учитываемых при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий и / или сумму завышения налогового кредита по НДС и / или заявление в соответствии с законом.
Уточненные и проверенные операции в периодах, когда применен налоговый компромисс, в дальнейшем плательщиками не меняются, а контролирующие органы не проверяются.
Институт применения мер уголовно-правового характера в отношении юридических лиц является новым и необычным для отечественного законодательства.
Поэтому какие последствия будут иметь новеллы уголовного законодательства для предприятий неизвестно, ведь до сих пор в Украине не было прецедента привлечения юридического лица к уголовной ответственности.
Однако эти изменения могут изрядно ударить по кошелькам владельцев бизнеса и придать им немало хлопот.
Источник: economist.net.ua